Перуанская голая собака

Автор статьи: Абель Леон Вильчез (Abel Leon Vilchez)

http://www.kcp.com.pe/ 

                             Перевела с английского Татьяна Родионова

Копирование статьи в любой форме, ее распространение, в том числе в переводе, возможно только с письменного разрешения автора статьи.



Когда Испанцы прибыли на Тауантинсуйу[1], они обнаружили там новую цивилизацию. Это было общество, социально и политически организованное по образу и подобию Андского, без влияния более развитого общества Старого Света. Испанцы обнаружили богатую и разнообразную флору и фауну, а также «необычные» вещицы, доселе не знакомые европейцам, которые сразу пленили их интерес и вызвали крайнее любопытство.

Многие вещицы испанцы забрали с собой в качестве сувениров из Нового Света, и среди них были странные голые собаки.

Исходный и неопубликованный манускрипт того времени, сохраненный в Мадриде, содержит описания Франциско де Эрнандеса, в которых он пишет, что «…в Новой Галиции[2] была обнаружена порода голых собак с нежной цветной кожей, схожая с гончей, однако они выше и лают не так, как другие собаки, и принц Чарльз, наш лорд, взял себе одну».

В более поздней истории перуанский писатель Гильермо Гальярдо описывал «… когда прибыл Филипп Великолепный из Испании, они подарили ему несколько сувениров, привезенных с недавно открытых земель. В среду, 22 июля 1502 года, зять католического короля останавливался в его покоях, где ему показали еще два новых экземпляра. Одним из них была собака, абсолютно черная и совершенно лысая, которая вытягивала свою морду, как черная женщина. Другим же был зеленый говорящий попугай размером не больше маленькой обезьяны».

Эти события, собранные и рассказанные первыми хронологами, кто прибыл с экспедицией Франциско Пиззаро, и есть первые упоминания о существовании Перуанской голой собаки. Тем не менее, истинная история, еще не рассказанная, уносит нас гораздо дальше двух тысяч лет назад.

В период формирования андского общества развивались преимущественно перуанское побережье и предгорье. С момента появления сельского хозяйства возник и феодальный строй, который продлился до начала Христианской эры. Дружба человека и собаки, возникшая тысячи лет назад, также приобрела большое значение для людей, населявших когда-то Анды. Возможно, древнейшим доказательством этого было обнаружение в пещере Пуэмапэ близ Сан Педро дэ Льок могилы собаки, которую разделял и ее древний хозяин. Эта находка относится к культуре Салинар[3], останки указывают примерно на 300 лет до н.э.



[1] Тауантинсуйу означает «четыре региона, объединенные в один», олицетворяет стремление инков к объединению, провозглашает намерение или неосознанное желание к интеграции, отличное от концепции империи, принимаемой на других континентах.

[2] Новые территории, захваченные Испанией после падения Атауальпа, последнего предводителя Инков, были названы Новой Галицией.

[3] Культура Салинар (500-100 гг. до н.э.) была обнаружена и описана Ларко Ойле в 1941, во время раскопок мест захоронений вблизи Салинар, что и дало название культуре, на фермах Пампас Хагей, в долине Чикама, и других регионах Саусаль. Основные раскопки Салинар велись в долине Чикама и до порта Гуаньяпе.

 

В это время расцветает культура Чавин (1200-400 лет до н.э.). Многие археологи считают это время старейшим для андского общества, центр которого был расположен в Уартар, Ла Либертад. Археолог Марко Куратола находит четкую взаимосвязь между легендой Ачкай и иконографией обелиска Тельо[1] времен культуры Чавин[2]. Легенда гласит, что когда-то очень давно, во времена великого голода, жили-были сестра и брат. Они пришли в Чавин-де-Уантар, где Ачкай и его дочь Оронкай с тайным умыслом приютили детей. Однажды ночью они убили мальчика, а девочке, которую предупредила лягушка, удалось бежать вместе с останками брата. Когда девочка добралась до территории Кулькуш[3], останки ее брата превратились в «kashmi» (белую собаку) и стали ее спутником в полете на высокое плато, откуда они добрались до неба. Одна версия гласит, что мальчик стал «Ongoy» (созвездие Плеяды), а другая повествует о том, что он стал «Achachi Ururi» (утренняя звезда). Сестра же его стала «ApachiUruri» (Ночная Звезда). И с тех пор эти звезды помогают всем путешественникам, пастухам и фермерам в пути.

Значимость голой собаки также получила выражение в предметах искусства культуры Наска (100-700 гг. н.э.). Вторая фаза этой культуры характеризуется очень натуралистичной керамикой, простой и в то же время изысканной, красноватого оттенка, с изображениями растений, фруктов и животных. Также были распространены разноцветные скульптуры с фруктами и животными, в которых голая собака представлена удивительно реалистично. Кроме того, хотелось бы отметить, что голая собака присутствует в наскальных рисунках в Пальпа.

Сей факт связан с существованием Пампас дэ Наска, известной линиями, которые формируют различные зооморфные фигуры, в частности геоглиф[4], который был интерпретирован как собака. Здесь нет ничего странного, поскольку это животное всегда расценивалось как слуга горных богов. Люди, живущие недалеко от города Нарка, по сей день верят, что собаки уходят с духами смерти в гору Коропуна.

Культура Викус (500 до н.э.-400 н.э.), получившая свое название от холма, расположенного в землях формального Пабур Фарм, в 50-ти километрах к западу от Пьюра, также не осталась в стороне и через керамику продемонстрировала нам те же характеристики, что собака сохранила до наших дней. Керамика данной культуры выражает исключительную способность к скульптуре, поскольку фигуры и другие части сосудов были выкрашены красными рисунками и\или в технике называемой «негативом»[5]. Характерны для этой культуры скульптуры, изображающие людей, растения и животных. Ниже приводится фотография керамического сосуда с закругленной ручкой, верхняя часть которого украшена головой голой собаки.



[1] Получил это имя в честь перуанского ученого Хулио Серара Тельо, принадлежит к наиболее древнему периоду культуры Чавин (800 до н.э.). У обелиска вытянутая форма с прямоугольным сечением, изображающая каймана, соединенного с землей, водой и всем живым в природе. В его теле изображены люди, птицы, змеи, кошки и пр. и божественное чудовище питается от них.

[2] Легенда рассказана Торибио Мехиа Хоспе, на основе четырех версий, собранных в период 1933-1934 от людей из Помабамда, Чавин де Хуантар, Альто Маранён и незнакомца с горных склонов. «Иконография Чавин: Он Бог больших клыков».

[3] Горлица Андского плато

[4] Джоан Рейхард в своей книге «Линии Наска: новое исследование их происхождения и значения».

[5] Техника, состоящая в основном в раскрашивании областей, окружающих линии основного декоративного мотива, таким образом выделяя его, как негатив.

Рисунок1. Керамика Викус.

Более чем за 1000 лет до возникновения Тауантинсуйу люди, называемые сегодня как Мочика[1](9) (100 до н.э. -700 н.э.), достигли своего максимального развития в прибрежной равнине Перу. Несмотря на то, что у Мочика не было своей письменности, они передавали свою среду и активность через предметы искусства, поражающие своей реалистичностью. Изделия из глины наиболее распространены и известны как предметы искусства Мочика. Более 90% сохранившихся останков – керамика и практически все вещицы, выполненные в какой-либо другой технике, представлены в виде обожженного глиняного сосуда.

 

Моче известны своими изображениями различных аспектов их общества, личности их вождя, традиций и обрядов, выражения различного состояния ума, птиц и других животных. Здесь хотелось бы отметить голую собаку, с которой они сосуществовали и которую оберегали как верного друга, заслужившего свое место в их семье.

В общем и целом, собаки появляются практически во всех представлениях активностей Мочика в иконографии Моче и обычно они присутствуют рядом со жрецом или воином или главным героем истории, передаваемой в предмете искусства. Этот факт, обнаруженный в сценах, нарисованных на керамике, был подтвержден в 1987 году, когда археолог Вальтер Альва обнаружил у поселка Уака Рахада захоронение князя, жреца и воина Моче, известного под именем Сипанского правителя. Первым в захоронении был найден охранник с ампутированной ногой, символизирующий обязанность всегда оставаться на своем месте. Затем в гробнице находился Сипанский правитель, окруженный скелетами восьми слуг, двух наложниц и собаки.

______________________________________

[1] Хулио Тельо назвал культуру, известную ныне как Моче или Мочика. Вы можете встретить оба названия как синонимы. Тем не менее, слово Мочика может ввести в заблуждение, поскольку во времена испанских конкистадоров Мочикой именовался язык, широко распространенный на северном побережье. С другой стороны, культура Моче как таковая предшествовала культуре Мочика на 500 лет.

Огромная часть керамики с изображением голой собаки была обнаружена при раскопках центра Сиканской культуры[1] (900-1100 гг. н.э.), названной так после Сиканскогоархеологического проекта.

Рисунок 4. Керамика культуры Сикан.

Изучая их, можно отметить то знание, которое у них было о собаках, реализованное в разного рода вещицах, демонстрирующих этапы развития собак. Например, есть вещицы, демонстрирующие спаривание собак, кормление щенков, предупреждение хозяев. Наиболее часто они были представлены в духовых инструментах, таких как рожки и свистульки. Некоторые керамические предметы показывают собаку с ошейником, что может быть интерпретировано как некоторое позволение, своего рода отбор, который прошла собака, и который в сочетании с сильной генетикой позволил ей преодолеть века забвения и дойти до наших дней.

Окончание культуры Моче дало развитие культуре Чиму (1100-1470 гг. н.э.), включающей период перехода между Вари (700-1200 гг. н.э.) и господством Инка (1100-1470 гг. н.э.). Огромное количество керамики принадлежит к этой культуре. Как и Моче, они изображали различные стадии жизни голой собаки: грудное вскармливание небольшого количества щенков, отдых и многие другие моменты. Принятые в домах, они воздают своим хозяевам, предупреждая обитателей дома о вторжении соседей, стремящихся покорить чужие земли,а также уничтожая грызунов и вредителей, портящих урожай.

Рисунок5. Керамика Чиму.

Другие региональные государства во времена, предшествовавшие господству Инков, также не обошли стороной голую собаку в своих предметах искусства. Культура Чанкай (1200-1470 гг. н.э.) в стиле росписи черным по белому отразила жизнь голой собаки. Пожалуй две наиболее характерные вещицы того времени: одна, иллюстрирующая половой акт, в виде бисферического сосуда, где конечности самца представляют собой ручки. Другая, демонстрирующая голую собаку в позе наблюдения.

____________________________________

[1] Сиканская культура получила свое имя от церемониального города Сикан, расположенного в центре долины реки Ла Лече, в регионе Батан Грандэ департамента Ламбайеке. «Sicán» на древнем языке Мучик означает «Дом Луны». Этот язык получил свое максимальное распространение в среднем этапе, 900-1000 гг. нашей эры. Эта культура наиболее известна как Ламбайеке.

Рисунок 6. Керамика Чанкай.

С момента основания Тауантинсуйу берет начало политическая и социальная организация Инков, где распространение Государства базировалось на взаимности[1] и перераспределении и в меньшей степени на обмене, в частности на побережье. В ряде случаев территориальные объединения проходили спокойно, так как было лучше принять предложение взаимности Инков, чем сомнительную войну с ужасающими последствиями для проигравшей стороны. Это было полезно для быстрой экспансии Инков, обязывавшей своих правителей искать все новые и новые источники поставок. Однако такое огромное расширение государства не имело в основе крепкого фундамента, что привело к краху государства Инков, когда пришла армия Пиззаро.

На севере они распространились до Лоха, а на Юге до Тукуман и Ла Плата, территорию Эквадора и Аргентины. Было необходимо населить эти новые территории эмигрантами или как их называли митмак (mitmaq) из этнических групп, тесно связанных с Инками, чтобы они смогли выполнять задачи на благо Государства. С этой этого мастера Чиму были перевезены в Куско, где они работали с серебром и ювелирными украшениями для Инков и знати. Как так они прибыли с семьями и домашними животными, голая собака получила широкое распространение в Южной Америке, и стала известна в Боливии как боливияская ccala, а на севере Аргентины как собака pila.

Рисунок 7. Предметы искусства культуры Чима.

В керамике, несмотря на близость к сосудам Мочика и Чиму, демонстрируется более развитая техника, но развитая не в плане уровня искусства, а в сторону стереотипизации, уровень качества и реализма упал. Культура Инков вкладывалась в новые формы, не в технику производства и декорирования, которые стали стилем Чиму-Инка. Мы покажем несколько керамическихэкземплярах, изображающих голую собаку в этом стиле.

_____________________________________________________________

[1] Взаимность – это социально-экономическая система, управляющая сервисами на нескольких уровнях, использовалась как механизм производства и распределения товаров. Взаимность определяла отношения между членами общества, чья экономика нисколько не базировалась на деньгах и их использовании.

Рисунок 8. Стиль Чиму Инка.

Когда Мельчор Вердуго, бакалейщик и член перуанской знати прибыл на безмятежные пляжи, окрещенные в 1534 году провинцией Трухильо, огромная толпа голых собак окружила его, лая и скаля пасти. Рядом с ним была его борзая по кличке Бобо. Больше походящая на лошадь, нежели на собаку, Бобо одним только косым взглядом напугала дикарей и одним укусом прихватила пару их голов. Несколько лет спустя проклятая борзая входила в историю за то, что съела сына вождя Cuismanco.

Несомненно, выживанием перуанской голой собаки на протяжении развития и роста Перу мы обязаны фермерам побережья. Они для себя сохранили свои старые традиции и устои, где голая собака использовалась как эффективное средство от ревматизма и других видов болезней, подробно описанных в эссе Эрмилио Вальдисан «Популярная Медицина», опубликованном в прошлом веке. Голая собака была признана не только благодаря своим лечебным свойствам, но и за способность уничтожать грызунов, причинявших большой ущерб урожаю. Кроме того, ее природная недоверчивость и подозрительность к незнакомцам сделали перуанскую голую превосходной охранной собакой. В наши дни перуанская голая распространена в сельской местности, у нее развит охотничий инстинкт, не говоря уже о том, что это превосходное домашнее животное с качествами, присущими ей еще с древних времен. Мы будем не так далеки от реальности, если назовем перуанскую голую живой реликвией!

Сегодня их будущее зависит от нас и PeruvianKennel Clubберет на себя ответственность за защиту уникальной породы, признанной во всем мире.

Копирование информации с сайта в любой форме, ее распространение, в том числе фотографий, возможно только с письменного разрешения основателей данного сайта.

С 13 августа 2013 г. официально приняты собаки в шерсти! Теперь они могут ходить на выставки и участвовать в разведении.

free counters